Переключатель ВК-30Б

Переключатель ВК-30Б аккумуляторных батарей. Порядок разборки:
— отверните гайки с выводных клеммных болтов 1, 12 и 13 (рис. 37);
— снимите с корпуса контактную коробку 2, а со штока 9 — скобу и текстолитовый диск;
— отверните винты крепления панели 11, снимите ее с главными 3 и дополнительным 10 контактами в сборе;
— снимите со штока пружину, дополнительный контактный диск 5, чашку с главным контактным диском 4 в сборе, шайбу и пружину;
— отверните винты крепления крышки 8, снимите ее;
— извлеките из электромагнита сердечник 7.

Переключатель ВКЗО-Б аккумуляторных батарей

Рис. 37. Переключатель ВК30-Б аккумуляторных батарей:
1 — выводные клеммы; 2—контактная коробка; 3—главные контакты; 4 — главный контактный диск; 5 — дополнительный контактный диск; 6 — электромагнит; 7 — подвижный сердечник; 8 — крышка; 9 — шток; 10 — дополнительный контакт; 11 — текстолитовая панель; 12 — серебряные контакты; 13 — клемма PC; 14 — клемма.

Переключатель состоит из корпуса; контактного устройства (в него входит три пары контактов); электромагнита 6 с подвижным сердечником 7; серебряных контактов 72; главных 3 и дополнительного 10 контактов, закрепленных на текстолитовой панели 11\ главного 4 и дополнительного 5 контактных дисков, установленных на штоке 9.

Контактные детали закрыты коробкой 2, на торце которой расположены клеммные выводы для подключения проводов (см. рис. 37 и 36, б):
— от «+» аккумуляторной батареи 13 и «—» амперметра А;
«А-Б 2» — от «+» аккумуляторной батареи 14 к клемме 9 тягового реле и от реле включения 17;
«—Б2» — от «—» аккумуляторной батареи 14;
«РС» — от последовательной обмотки электродвигателя маслозакачивающего насоса, который заполняет маслом смазочную систему дизеля (провод 20);
«М» — от клеммы электромагнита выключателя 12 «массы».
На боковой поверхности переключателя имеются две клеммы: к одной присоединяется провод для подвода тока в обмотку 24 электромагнита через пусковую кнопку 29, к другой — провод от второго конца обмотки 24 для соединения его с «массой».

Расположение деталей переключателя на схеме соответствует параллельному соединению аккумуляторных батарей 13 и 14. Когда включают стартер, то по обмотке 24 электромагнита течет ток. Электромагнит срабатывает, шток 19, перемещаясь, сначала размыкает контакты 18, а затем замыкает главным контактным диском 26 клеммы «+Б1» и «-Б2», а дополнительным контактным диском 27 — клеммы «+Б2» и «РС». При замыкании клемм «+Б1» и «—Б2» аккумуляторные батареи переключаются с параллельного соединения на последовательное, что повышает напряжение до 24 В. Ввиду того что контакты 18 разомкнуты, цепь аккумуляторная батарея — генератор также разомкнута. Благодаря замкнутым контактам «+Б2» и «РС», электродвигатель привода маслозакачивающего насоса включается в цепь. Как только дизель начнет работать, ток в обмотку 24 не поступит и все детали переключателя установятся в исходное положение.