Неисправности генератора переменного тока

Ниже рассматриваются три наиболее характерных случая, встречающихся при эксплуатации автомобиля.

Первый случай. Двигатель работает на средней частоте вращения. Амперметр не показывает зарядки. Контрольная лампа горит. Аккумуляторная батарея разряжается.

Причиной такой неисправности может быть обрыв цепи генератор—аккумуляторная батарея. Она может быть из-за обрывов проводов (чаще всего на перегибах), окисления наконечников проводов и ослабления их на клеммах. Оборванные провода замените, окисленные наконечники проводов зачистите абразивной шкуркой, а слабо закрепленные наконечники проводов закрепите на клеммах-

Если обрыв цепи устранен, а амперметр не показывает зарядки, то следует искать неисправности в самом генераторе. Для этого при работающем двигателе вольтметром проверьте напряжение между клеммами «+» (В) и «—» (М) генератора. Для центральных районов с температурой зимой до —30 °С оно должно быть 13,5..14,2 В при подкапотном расположении аккумуляторной батареи и 13,8..14,8 В — при наружном. Если при измерениях напряжения вольтметр покажет нуль или значение меньше указанных, то в генераторе имеются неисправности, описанные в задании № 2, п. 6.

Второй случай. Двигатель работает на средней частоте вращения. Стрелка амперметра колеблется. Контрольная лампа мигает.

Неисправность может быть вызвана ослаблением натяжения ремня привода генератора (необходимо его отрегулировать). Плохой контакт между щетками и контактными кольцами также может вызвать такую неисправность. Для устранения ее с генератора снимают щеточный узел, устраняют заедание щеток в щеткодержателе, а контактные кольца протирают тряпкой, смоченной в бензине. Если щетки по высоте меньше 7 мм, их заменяют. Давление пружин на щетки должно быть в пределах 2,4...3,6 Н. При меньшем давлении пружины заменяют.

Третий случай. Стрелка амперметра длительное время показывает большой зарядный ток (более 10 А).

При такой неисправности аккумуляторная батарея перезаряжается, кипит электролит, и она приходит в негодность.

Для уменьшения зарядного тока следует отрегулировать регулятор напряжения. Если в результате регулировки цель не достигнута, то причина неисправности — пробой транзистора: сопротивление между эмиттером и коллектором равно нулю.

Транзистор проверьте при остановленном двигателе и включенном зажигании. Присоедините вольтметр или лампу на 12 В между клеммами Ш и «массой» реле-регулятора. Поочередно замыкайте контакты регулятора напряжения и реле защиты, нажимая на их якори. Если стрелка вольтметра в момент смыкания контактов показывает на нуль, а лампочка гаснет, транзистор исправен. Если же стрелка вольтметра показывает напряжение, а лампа не гаснет, транзистор пробит.