Неисправности аккумуляторных батарей и генераторов постоянного тока

Включите контрольно-измерительные приборы при неработающем двигателе и, если они не работают, определите неисправности. По возможности неисправности устраните.

Если приборы исправные, а показаний не дают, то причины могут быть следующие: или сильно разряжена аккумуляторная батарея, или плохой контакт в соединениях клемм батареи с наконечниками проводов, клеммы «—» с «массой» и клеммы стартера с наконечником провода.

Признаки таких неисправностей: слабые накал ламп и звук сигнала, малая частота вращения якоря стартера.

Неисправности определяйте в такой последовательности.

Проверка разряженности аккумуляторной батареи. Если плотность электролита полностью заряженной батареи известна, измерьте ареометром плотность электролита каждого аккумулятора в отдельности. По результатам сделайте вывод о степени разряженности батареи .

Когда плотность электролита полностью заряженной батареи неизвестна, то степень разряженности ее установите с помощью нагрузочной вилки.

В зависимости от степени разряженности батареи ее эксплуатируют, ставят на зарядку или выбраковывают.

Проверка контакта в соединениях клемм с наконечниками проводов. Снимите с клемм батареи и стартера наконечники проводов. Внешним осмотром определите их состояние, при окислении клеммы зачистите абразивной шкуркой. Наконечники проводов закрепите на клеммах, а на поверхности клемм и наконечников проводов батареи после этого нанесите тонкий слой технического вазелина.

Определите неисправности в зарядной цепи. Главные элементы зарядной цепигенератор, реле-регулятор и аккумуляторная батарея. Если они неисправны, нарушается работа всей системы электрооборудования. Неисправности в таких приборах выявляют по отклонению стрелки амперметра на двигателе, работающем со средней частотой вращения.

Ниже даются указания по определению неисправностей зарядной цепи.

Электрическая схема определения неисправностей зарядной цепи

Рис. 82. Электрическая схема определения неисправностей зарядной цепи:
1— аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 — реле-регулятор; 4 — генератор.

Двигатель работает,а зарядного тока нет. Для определения неисправности замкните клеммы Б и Я реле-регулятора (рис. 82) и наблюдайте за показанием амперметра. Если стрелка не отклоняется (стоит на нулевом делении шкалы), обрыв в зарядной цепи; если стрелка быстро отклоняется в сторону разрядки — короткое замыкание в генераторе или реле-регулятора. Стрелка- отклоняется в сторону зарядки — неисправно реле обратного тока: контакты реле не были замкнуты. Стрелка отклоняется в сторону разрядки — неисправен генератор или реле-регулятор.

Для определения неисправного прибора замкните клеммы Я и Ш реле-регулятора. Если появится большой зарядный ток, то генератор исправный, а реле-регулятор неисправен. Если зарядный ток не появляется — неисправен генератор.

Отсутствие зарядного тока может быть при обрыве или слабом натяжении ремня привода генератора. При обрыве — ремень заменить, если слабое натяжение — отрегулировать его.

При проверке натяжения нажмите на ремень в средней части его ветви с усилием 30-50 Н. Прогиб ремня должен быть 8- 5 мм.

Зарядный ток большой, несмотря на то что аккумуляторная батарея полностью заряжена. Для определения неисправности отсоедините провод от клеммы Ш реле-регулятора. Если после этого зарядный ток остался таким же, то провода от клемм Ш и Я генератора замкнуты между собой. В случае исчезновения зарядного тока реле-регулятор отрегулирован на повышенное напряжение.

Зарядный ток мал, несмотря на то что аккумуляторная батарея разряжена . Для отыскания неисправности замкните на мгновение клеммы Я и Ш реле-регулятора. Если зарядный ток повысился, то неисправен реле-регулятор. Если зарядный ток остался малым, неисправен генератор.

Двигатель остановлен, все потребители выключены, а амперметр показывает разрядку. Это может быть, когда контакты реле обратного тока не разомкнулись и аккумуляторная батарея разряжается через обмотку генератора.