Устройство переключателя света

Устройство центрального переключателя света. На автомобиле ГАЗ-53А установлен переключатель П38-Б, на ЗИЛ-130—П44, КамАЗ-5320— П305, на комбайнах «Колос» и «Нива» — П305 или П300, на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82—П305. По своему устройству все эти переключатели незначительно отличаются один от другого.

В качестве примера рассмотрите переключатель П38-Б. Ввиду того что при разборке и сборке переключатель выходит из строя, для изучения желательно иметь их два: разобранный и собранный. На разобранном переключателе рассмотрите устройство и взаимодействие деталей, а на собранном — общую компоновку деталей.

Центральный переключатель света П38-Б

Рис. 62. Центральный переключатель света П38-Б:
I, II и III — положения переключателя; 1 — корпус; 2 — реостат; 3 — тяга с кнопкой; 4 — шариковый фиксатор с пружиной; 5—крышка; 6 — клеммы; 7 — колодка с контактными пластинами.

В переключателе П38-Б (рис. 62) колодку 7 с контактными пластинами можно перемещать с помощью тяги 3, замыкая клеммы 6 в крышке 5. При этом включаются различные приборы. Тяга 3 может быть зафиксирована шариковым фиксатором 4 в трех положениях:

  • положение I — тяга 3 с кнопкой полностью вдвинута, т. е. освещение выключено;
  • положение II — тяга 3 с кнопкой выдвинута до половины, т. е. включены подфарники, задние фонари и лампа освещения щитка приборов (у ЗИЛ-130), подфарники или ближний свет фар в зависимости от положения ножного переключателя света (у ГАЗ-53А);
  • положение III — тяга с кнопкой полностью выдвинута, т. е. включены фары (ближний или дальний свет в зависимости от положения ножного переключателя), задние фонари, лампа освещения щитка приборов.

Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ГАЗ-53А

Рис. 63. Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ГАЗ-53А;
1 и 16 — кнопочные предохранители; 2 — лампы освещения приборов щитка; 5—плафон; 4 — включатель плафона; 5 — прерыватель тока указателей поворота; 6—ножной переключатель света; 7—боковой повторитель указателя поворота; 8 — подфарник; 9 — фара; 10, 11, 13 и 20—соединительные панели; 12 — включатель стоп-сигнала; 14 — переключатель указателей поворота; 15 — центральный переключатель света; 17—амперметр; 18 — задний фонарь; 19 — включатель зажигания и стартера.

По схеме (рис. 63) определите, какие цепи включаются при втором и третьем положениях тяги переключателя. Покажите пути тока на все включенные потребители при этих положениях.

8. Изучите устройство ножного переключателя света. На большинстве машин установлен переключатель П39. Перед изучением переключатель разберите, после чего рассмотрите его детали, а также рисунок 64, а.
Ножной переключатель света

Рис. 64. Ножной переключатель света:
а — переключатель в разобранном виде; б — положения подвижного контакта переключателя, соответствующие включению дальнего и ближнего света фар.

В корпусе 11 закреплена ось 10. На нее последовательно надеты храповик 9, пружина 8, текстолитовый диск 7 с закрепленной на нем контактной пластиной 6. Детали, расположенные в корпусе 11, закрыты пластмассовой крышкой 2 с кронштейном 3 и контактами 1, 4, 5 и клеммами для присоединения проводов от источников тока и фар. При каждом нажатии на кнопку 14 толкатель 12 выступом А поворачивает храповик 9 на 60°, а последний — диск 7 с контактом 6, которым попеременно замыкаются контакты 1 и 5 или 4 и 5 (рис. 64,6 и в), включая ближний или дальний свет фар. В исходное положение толкатель 12 возвращается пружиной 13.