Устройство автомобильных предохранителей

Устройство и принцип действия предохранителей. Предохранители служат для защиты потребителей, источников тока и проводов от короткого замыкания и перегрузки током. Они бывают плавкие, термобиметаллические многократного и разового действия.

Плавкие предохранители (см. блок плавких предохранителей, находящийся на рабочем месте) изучают, сняв предварительно крышку с блока. В плавком предохранителе вставку располагают в цепи между источником тока и потребителем (потребителями). Ее изготавливают из медной проволоки. Через вставку может длительное время проходить ток номинальной силы. В случае увеличения тока на 50 % она расплавляется в течение 1 мин.

Рассмотрите устройство блока предохранителей и проследите за прохождением тока через вставку от источника тока к потребителям.

Термобиметаллические предохранители

Рис. 65. Термобиметаллические предохранители:
а и в — многократного действия; б — разового действия.

Термобиметаллический предохранитель многократного действия (см. предохранитель и рис. 65, а) установлен на корпусе центрального переключателя света. В нем имеются две контактные пластины 2, изолированные одна от другой плотной бумагой 3. К ним с помощью зажимов 1 присоединяют провода. К одной пластине 2 прикреплена биметаллическая пластина 5 с контактом 4 на конце. Пластина 5 изолирована от упора 7 пластмассовой втулкой 6. К другой пластине 2 припаян второй контакт 4.

Работает предохранитель следующим образом. Если по цепи течет ток меньше предельного, биметаллическая пластина нагревается незначительно и контакты останутся замкнутыми. Когда нагрузка превышает номинальную на 50 %, биметаллическая пластина сильно нагревается, изгибается и размыкает контакты. Цепь разрывается. Во время разомкнутого состояния контактов биметаллическая пластина остывает, выпрямляется и снова замыкает контакты. Так будет повторяться до устранения неисправности. При этом среднее значение тока в цепи будет незначительным.

Термобиметаллический предохранитель одноразового действия (см. предохранитель и рис. 65,б). В пластмассовом корпусе 2 размещены кнопка 4 с пружиной, биметаллическая пластина 3 с контактами, регулировочный винт 7 с контргайкой 6, зажимы 1, к которым с помощью винтов 8 присоединяют наконечники проводов.

При перегрузке или коротком замыкании биметаллическая пластина нагреется и выгнется в обратную сторону, ее контакты отойдут от контактов 5. Цепь размыкается. После устранения неисправности нажимают на кнопку 4, биметаллическая пластика своими контактами соединяется с контактами 5, цепь замыкается. Ток размыкания регулируют винтом 7.

В корпусе 1 термобиметаллического предохранителя многократного действия стеклоочистителя (см. предохранитель и рис. 65, в) закреплены два зажима 2 для присоединения проводов. Один из них (на рисунке правый) соединен с концом биметаллической пластины 5, а другой — с токоведущей пластиной 3.

При силе тока меньше предельной ток течет от правого зажима через биметаллическую пластину 5, регулировочный винт 4, токоведущую пластину 3 на левый зажим. При превышении допустимого тока биметаллическая пластика нагревается, изгибается и размыкает контакты. После остывания она снова замыкает контакты. Так будет продолжаться до устранения неисправности.

Проверьте исправность цепей с осветительными приборами автомобиля FA3-53A или автомобиля какой-либо другой марки. Включайте поочередно приборы и наблюдайте за их работой. Если лампа какого-либо включенного прибора горит, это означает, что данная цепь исправна; при неисправности цепи лампа не горит (возможно неисправен сам прибор, включенный в проверяемую цепь).

Так проверяйте цепи, в которые включены следующие приборы: фары, подфарники, лампы освещения приборов щитка, плафон кабины, подкапотная лампа и задние фонари. Обнаруженные неисправности устраняем.