Предпусковой подогреватель автомобиля КамАЗ

Предпусковой подогреватель состоит из котла в сборе с горелкой; электромагнитного клапана с форсункой и электронагревателем топлива в сборе; насосного агрегата с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами; системы электроискрового розжига с искровой свечой и транзисторным коммутатором; дистанционного управления подогревателем с переключателем режимов его работы и реле включения нагревателя топлива.

1. Найдите на рисунке 53 приборы электрооборудования предпускового подогревателя и эти же приборы на рабочем месте. Запомните их названия.

Схема электрооборудования предпускового подогревателя

Рис. 53. Схема электрооборудования предпускового подогревателя:
1 — переключатель режимов работы подогревателя; 2—реле включения нагревателя топлива; 3 — реле включения электродвигателя насосного агрегата; 4 — электродвигатель насосного агрегата; 5 — электромагнитный топливный клапан; 6 — подогреватель топлива; 7 — транзисторный высоковольтный коммутатор; 8 —искровая свеча зажигания; 9 — предохранитель.

2. Ознакомьтесь с назначением приборов электрооборудования предпускового подогревателя (см. приборы рис. 53). Транзисторный коммутатор 7 (см. рис. 53) вырабатывает ток высокого напряжения и создает искры в свече 8 зажигания. Реле 2 служит для включения нагревателя топлива в цепь питания. Нагреватель 6 подогревает топливо, поступающее в форсунку. Электромагнитный топливный клапан 5 служит для включения и отключения подачи топлива к форсунке. Насосный агрегат обеспечивает подачу воздуха и топлива для работы подогревателя и создает циркуляцию жидкости между подогревателем и системой охлаждения дизеля в период его прогрева.

Насос и вентилятор насосного агрегата приводятся в работу от электродвигателя 4.

3. Изучите работу предпускового подогревателя при использовании в системе охлаждения низкозамерзающей жидкости. Перед пуском подогревателя проверьте уровень жидкости в системе охлаждения и, если он понижен, восстановите его. Откройте топливный кран. Если в бачке топлива нет, заполните его топливом с помощью топливоподкачивающего насоса. Включите аккумуляторные батареи в сеть, нажав на кнопку.

Пускайте подогреватель в такой последовательности: рукоятку переключателя 1 переведите в III фиксированное положение, т. е. установите ее на режим подготовки подогревателя к пуску. При этом будут включены: электродвигатель 4 насосного агрегата и электрический нагреватель 6 топлива. Ток течет по цепи питания электродвигателя 4, подогревателя 6 и их реле.

Цепь питания электродвигателя 4 включается с помощью реле 3. Путь тока через него: « + » аккумуляторных батарей — предохранитель 9 — клеммы AM и ВК переключателя 1 — обмотка реле 3 — «—» аккумуляторных батарей. Контакты реле 3 замыкаются обеспечивая прохождение тока через обмотки электродвигателя 4 по цепи: « + » аккумуляторных батарей— предохранитель 9 — клемма AM переключателя 1 — замкнутые контакты реле 3 — обмотки электродвигателя 4 — «—» аккумуляторных батарей. Электродвигатель работает, обеспечивая продувку котла воздухом.

Цепь питания нагревателя топлива включается с помощью реле 2. Путь тока через реле: « + » аккумуляторных батарей — предохранитель 9 — клеммы AM и ПР переключателя 1 — обмотка реле 2 — «—» аккумуляторных батарей. Контакты реле замыкаются и включают цепь нагревателя 6: « + » аккумуляторных батарей — предохранитель 9—клемма AM переключателя 1 — замкнутые контакты реле 2—нагреватель 6 — «—» аккумуляторных батарей. Топливо подогревается.

Удерживайте рукоятку переключателя 7 в III положении в течение 20 с при температуре окружающего воздуха—20 °С, 30—при—30 °С, 60—при—40 °С и до 90 с при —50 °С. Затем рукоятку переведите в положение I — режим пуска подогревателя. При этом будут включены: электродвигатель 4, электромагнитный топливный клапан 5, транзисторный коммутатор 7 и свеча 8 зажигания. Ток течет по цепям с указанными приборами.

Цепь питания клапана 5: « + » аккумуляторных батарей— предохранитель 9 — клеммы AM и КЗ переключателя 1 — обмотка клапана 5 — «—» аккумуляторных батарей. Клапан 5 открывается и пропускает топливо через нагреватель 6 к форсунке.

Цепь транзисторного коммутатора 7: « + » аккумуляторных батарей — предохранитель 9 — клеммы AM и СТ переключателя 1 — коммутатор 7 — «—» аккумуляторных батарей. Коммутатор вырабатывает ток высокого напряжения, который поступает в свечу, а от нее через аккумуляторные батареи, предохранитель 9, переключатель 1 — в коммутатор 7. В свече 8 образуются искры. Топливный насос нагнетает топливо через открытый клапан 5 в форсунку. Распыленное топливо смешивается с воздухом, поступающим в горелку через завихритель, воспламеняется от свечи, при горении которой слышится гул.

Рукоятку переключателя 1 удерживайте в I положении не более 30 с. Как только появится в котле гул, отпустите ее, и она автоматически займет положение II — основной режим работы подогревателя. При этом будут включены: электродвигатель 4 и клапан 5, электрические цепи которых были рассмотрены ранее. Воспламенение горючей смеси при II положении рукоятки переключателя 1 происходит от факела пламени.

Когда температура охлаждающей жидкости в дизеле достигнет 70...80 °С, рукоятку переключателя / переведите в III положение. В этом случае работает только электродвигатель 4, обеспечивая циркуляцию жидкости и подачу воздуха для продувки котла подогревателя. Через 20...30 с рукоятку переключателя 1 переведите в положение «0» — приборы подогревателя выключены.

Приступите к пуску дизеля.

Если система охлаждения двигателя заполнена водой, то порядок пуска подогревателя иной.

4. Пользуясь рисунком 53, соберите рабочую схему предпускового подогревателя.
5. На автомобиле рассмотрите расположение приборов предпускового подогревателя.
6. Изучите устройство и принцип действия свечи зажигания, нагревателя топлива и его реле включения. При изучении используйте приборы и плакаты по их устройству.
7. Пустите дизель с использованием предпускового подогревателя. После кратковременной работы остановите его.