Проверка наличия тока в цепях контактно-транзисторной системы зажигания

Оснащение рабочего места: автомобиль ГАЗ-53А или ЗИЛ-130 или двигатель, установленный на фундаменте; стенды СПЗ-8М и КЙ-968; распределитель Р13-Д или Р4-Д; катушка зажигания Б114; коммутатор ТК102; контрольная лампа 3...5 Вт на напряжение 12 В; набор щупов № 5; надфиль толщиной не более 1 мм; комбинированные плоскогубцы 150 мм; отвертка 150Х0,5 мм; свечной ключ; обтирочный материал. Последовательность выполнения задания. Перед началом занятия преподавателю следует создать неисправности в цепях низкого и высокого напряжения, распределителе, катушке зажигания, транзисторном коммутаторе и искровых свечах зажигания.

Проверка наличия тока в цепях контактно-транзисторной системы зажигания

Рис. 56. Проверка наличия тока в цепях контактно-транзисторной системы зажигания с помощью контрольной лампы:
а — схема: ВК21 — включатель зажигания; СЭ107 — блок резисторов; ТК102 — коммутатор; БИ4 — катушка зажигания: Р4-Д—распределитель; 1, 2 и 3 — точки включения контрольной лампы при проверке первичной цепи; б — контрольная лампа; 1 — корпус с отверткой-щупом; 2 — контактная пружина; 3 — контакт; 4 — лампа; 5 — патрон; 6 — колпачок; 7 — провод; 8 — зажим.

1. Проверьте наличие тока в цепях низкого и высокого напряжения (на автомобиле или на двигателе, установленном на фундаменте), для чего:

— выньте провод высокого напряжения из центральной клеммы крышки распределителя и снимите ее. Если контакты прерывателя разомкнуты, то коленчатый вал надо провернуть рукояткой до полного их замыкания;

— расположите конец провода высокого напряжения на расстоянии 6...7 мм от «массы» и при включенном зажигании пальцем разомкните и замкните контакты прерывателя. Отсутствие искры указывает на неисправность цепи низкого или высокого напряжения или обоих сразу;

— исправность цепи низкого напряжения проверьте с помощью переносной лампы, прилагаемой к автомобилю, или контрольной лампы, изображенной на рис. 58, б. Зажим 8 соедините с «массой» (например, за стенку корпуса распределителя), а щупом I коснитесь клеммы без обозначения катушки Б114 зажигания в точке 3 (рис. 56, а). При этом контакты прерывателя должны быть разомкнуты, а зажигание включено. Если лампа 4 (см. рис. 56, б) загорится, то цепь низкого напряжения исправна, не загорится — неисправна;

— если лампа не загорается, продолжайте поиски неисправности при разомкнутых контактах прерывателя и включенном зажигании. Зажим оставьте соединенным с «массой», а щупом коснитесь клеммы тягового реле стартера, соединенной с аккумуляторной батареей, затем — входной AM и выходной КЗ в точке 1 клемм выключателя ВК21 зажигания, входной в точке 2 и выходной в точке 3 клеммы первичной обмотки катушки зажигания, клеммы низкого напряжения прерывателя. Неисправен будет тот участок цепи, в котором лампа не загорится. Эта проверка будет верной только при исправной изоляции рычага подвижного контакта прерывателя;

— чтобы убедиться в исправности изоляции рычага подвижного контакта прерывателя, зажим лампы соедините с « + » аккумуляторной батареи, а щупом коснитесь рычага. Загорание лампы при разомкнутых контактах указывает на неисправность изоляции рычага, и его следует заменить.

При нормальном состоянии цепи низкого напряжения проверьте исправность цепи высокого напряжения способом, описанным ранее. Отсутствие искры на конце провода высокого напряжения указывает на неисправность цепи.