Распределители зажигания

Распределитель зажигания Р13-Д

Рис. 41. Распределитель зажигания Р13-Д:
а — распределитель; б — вакуумный регулятор опережения зажигания; 1 — крышка; 2 — ротор; 3 — стопка неподвижного контакта; 4 — рычаг с подушкой; 5 и 34—контакты; 6 — фильц-щетка с запасом смазки; 7 — неподвижный диск; 8 — кулачок с втулкой и пластиной; 9— приводной валик; 10 — грузики; 11 —- пластина грузиков; 12 и 22 — пружины; 13 — корпус; 14 — защелка; 15 и 17 — втулки; 16—пластина октан-корректора; 18 — штифт; 19 — гайки октан-корректора; 20— масленка; 21 — вакуумный регулятор; 23 —- штуцер; 24 — тяга; 25 — запорная пружина; 26 — регулировочная шайба; 27 — штуцер трубки от карбюратора; 28 — крышка вакуумного регулятора; 29 — диафрагма; 30 — корпус вакуумного регулятора; 31 — винт; 32 — штифт подвижного диска прерывателя; 33 — подвижный диск.

Распределители зажигания Р13-Д и Р4-Д. 1. Разберите распределитель Р13-Д (рис. 41) в такой последовательности:
— освободите защелки 14 и снимите крышку 1;
— снимите ротор 2;
— отверните два винта крепления вакуумного регулятора 21 опережения зажигания к корпусу 13 распределителя, снимите тягу 24 со штифта 32 подвижного диска прерывателя и вакуумный регулятор;
— отверните гайку крепления провода к зажиму и снимите зажим;
— отверните два винта крепления неподвижного диска 7 к корпусу 13 и снимите диск 7;
— снимите замковую шайбу с оси рычага 4 с подушкой, отверните винт крепления пружины и снимите рычаг 4 с подушкой, подвижным контактом и пружиной;
— отверните винт и снимите стойку 3 с неподвижным контактом;
— выньте фетровую шайбу из втулки кулачка 8, снимите запорную пружину 25 его крепления и кулачок вместе с пластиной и втулкой;
— снимите пружины 12 и грузики 10 центробежного регулятора;
— выбейте штифт 18 из приводного валика 9 и втулки 17 и извлеките приводной валик.

Распределитель Р4-Д имеет аналогичное устройство, и его следует разбирать по такой же схеме, как и Р13-Д.
2. Изучите устройство и принцип действия распределителя. Он состоит из прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения, размещенных в одном корпусе и приводимых в движение от общего приводного валика.

В чугунном корпусе 13 запрессованы две бронзово-графитовые втулки 15, в которых вращается стальной приводной валик 9. На нем имеется маслораспределительная винтовая канавка.

Прерыватель состоит из неподвижного 7 и подвижного 33 стальных дисков. На неподвижном диске, закрепленном в корпусе 13, установлен на шариковом подшипнике подвижный диск, а на нем— стойка 3 неподвижного контакта, соединенная с «массой», контакт и ось. На ось надет рычаг 4, изолированный от «массы» и соединенный проводом с изолированной клеммой на корпусе. Контакт рычажка изготовлен из вольфрама или платино-иридиевого сплава.

На верхний конец приводного валика 9 свободно надет кулачок 8 с втулкой и пластиной. От продольного перемещения они зафиксированы снизу буртиком на приводном валике, а сверху — запорной пружиной 25. На кулачке восемь граней, что соответствует числу цилиндров двигателя ЗИЛ-130. На поверхность кулачка наносят смазочный материал. К. втулке 15 смазка подается от масленки 20. При вращении приводного валика с кулачком происходят замыкания и размыкания контактов 5 прерывателя, а следовательно, и цепи тока управления транзистором.

Распределитель состоит из карболитового ротора 2 с медной пластиной, установленного в определенном положении сверху на втулке кулачка, и карболитовой крышки 1, закрепленной на корпусе защелками. В крышке 1 имеется восемь (в данном случае) медных боковых электродов, а в центре — уголек с пружинкой, который постоянно прижимается к пластине ротора 2.