Описание работы распределителя зажигания

При вращении приводного валика вместе с ним вращается кулачок с втулкой, пластиной и ротором. Ток высокого напряжения, подводимый от катушки зажигания по проводу к центральной клемме на крышке, поступает на пластину ротора, а с нее — поочередно на боковые клеммы и по проводам — на искровые свечи зажигания.

Для изменения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала существует специальное устройство — центробежный регулятор. На верхнем конце валика 9 закреплена ведущая пластина с двумя осями, на которые надеты два грузика 10 со штифтами. Грузики стянуты пружинами 12. На их штифтах установлена ведомая пластина с втулкой и кулачком 8.

Во время работы регулятора вместе с приводным валиком вращаются и детали центробежного регулятора. Под действием центробежной силы грузики 10, преодолевая сопротивление пружин, расходятся, и тем больше, чем выше частота вращения валика 9. Движение от грузиков передается ведомой пластине с втулкой и кулачком, который поворачивается в сторону вращения приводного валика, и тем больше, чем выше частота его вращения. Контакты 5 прерывателя размыкаются выступами кулачка раньше, и угол опережения зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения приводного валика грузики, стягиваемые пружинами, сходятся, кулачок поворачивается в сторону, противоположную вращению приводного валика. Контакты размыкаются позже, и угол опережения зажигания уменьшается.

С помощью вакуумного регулятора момент зажигания изменяется в зависимости от нагрузки на двигатель. Этот регулятор состоит из алюминиевых корпуса 30 и крышки 28, между которыми зажата диафрагма 29. К середине диафрагмы присоединен один конец тяги 24, а другой — шарнирно с подвижным диском 33. С противоположной стороны в диафрагму 29 упирается пружина 22. Между диафрагмой и крышкой 28 образована камера, соединенная трубкой и штуцером 27 со смесительной камерой карбюратора через отверстие, расположенное над дроссельной заслонкой.

При малой нагрузке на двигатель дроссельная заслонка открывается на небольшой угол. Разрежение в смесительной камере карбюратора у отверстия и в соединенной с ним полости вакуумного регулятора увеличивается. Диафрагма 29 под действием разрежения, с одной стороны, и атмосферного давления—с другой, преодолевая сопротивление пружины 22, тягой 24 перемещает подвижный диск 33 против вращения кулачка 8. Контакты прерывателя размыкаются раньше, и угол опережения зажигания увеличивается.

С ростом нагрузки на двигатель дроссельная заслонка открывается, разрежение в смесительной камере карбюратора у отверстия и в соединенной с ним полости вакуумного регулятора 21 уменьшается. Диафрагма 29 под действием пружины 22 тягой 24 поворачивает подвижный диск 33 в направлении вращения кулачка 8, уменьшая угол опережения зажигания.

Кроме автоматических устройств, изменяющих момент зажигания, на распределителе имеется октан-корректор, с помощью которого изменяют момент зажигания вручную в зависимости от октанового числа применяемого топлива. Им можно регулировать момент зажигания в пределах ±10° (по углу поворота коленчатого вала). Верхняя пластина с указателем соединена с корпусом 13 распределителя, а нижняя 16 со шкалой — с корпусом привода распределителя. Пластины между собой соединены тягой с гайками 19. Последними верхняя пластина с корпусом 13 может перемещаться относительно нижней, соединенной с приводом распределителя. Поворот корпуса 13 с верхней пластиной на одно деление шкалы на нижней пластине изменяет момент зажигания на 2° (по углу поворота коленчатого вала).

3. Осмотром и измерением убедитесь, нет ли в деталях распределителя неисправностей, встречающихся при эксплуатации. По возможности устраните их.

В крышке и роторе распределителя могут быть трещины, надломы. Такие детали выбраковывают. Изнашиваются выступы кулачка, подшипники приводного валика и сам приводной валик. Кулачки с износом выступов менее 0,25 мм можно перешлифовать на меньший размер. Размер кулачка при его перешли-фовке следует восстанавливать с таким расчетом, чтобы кулачок размыкал контакты прерывателя при восьми (в данном случае) выступах, т. е. через 45е. При износе выступов кулачков более 0,25 мм их следует выбраковывать. Если биение приводного валика больше 0,03 мм, его нужно править деревянным молотком. Для проверки подшипников приводного валика его нужно установить в корпус и покачивать в поперечном направлении. Если наблюдается ощутимое поперечное качание приводного валика, то подшипники необходимо заменить. Возможно, что изношен и сам приводной валик.

Внешним осмотром проверьте, не повреждена ли диафрагма или прокладка под штуцер вакуумного регулятора. Поврежденные диафрагму и прокладку замените новыми.

Пружины центробежного и вакуумного регуляторов в процессе эксплуатации теряют упругость. Их проверяют на специальном стенде.

Рычажок прерывателя должен свободно поворачиваться на оси и не иметь поперечных качаний. Допускается продольный свободный ход рычажка до 0,25 мм.