Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

На всех схемах принята однопроводная схема: один провод изолированный, а другим проводом является «масса» (металлические части машины) . Для того чтобы отличить один провод от другого, их раскрашивают в разные цвета. Для этого же иногда на наконечниках проводов ставят номера, причем с обоих концов нумерация одинаковая. Источники тока низкого напряжения (генератор и аккумуляторная батарея) соединены между собой параллельно: «—» источников тока соединены с «массой», «+» — с изолированными проводами. Все потребители присоединены к источнику тока параллельно, включение и выключение одних потребителей происходит независимо от других. Принято считать, что ток движется от «+» к «—». На основании этого можно сказать, что ток течет от «+» аккумуляторной батареи (или генератора) по изолированному проводу через прибор и «массу» к «—» аккумуляторной батареи (или генератора).
Ток, протекающий от аккумуляторной батареи на потребители, должен пройти через амперметр (если он установлен ка машине), который покажет разрядку батареи. Через амперметр не протекает ток, идущий на стартер и звуковой сигнал. Ток от генератора, идущий на зарядку аккумуляторной батареи, течет через амперметр (если он установлен на машине).

К потребителям ток течет через реле-регулятор от генератора постоянного тока.

Принципиальная схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Рис. 77. Принципиальная схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

На схеме (рис. 77) все перечисленные ниже приборы и провода, соединяющие их с источниками тока.

Источники тока — генератор 6, аккумуляторные батареи 29.

Группа приборов пуска дизеля состоит из включателя 16, стартера 38, реле 39 стартера, реле 40 блокировки.

Группа приборов освещения включает в себя передние фары 1, выключатель 9 плафона, плафон 10, лампы 15 освещения приборов, переключатель 17 света передних фар, центральный переключатель 18 света, задний фонарь 20, фонарь 24 освещения номерного знака, розетку 28 переносной лампы, блоки 35, 36 и 37 предохранителей, задние фары 21, включатель 22 задних фар.

Приборы звуковой и световой сигнализации: передний указатель поворота 2, звуковой сигнал 4, включатель стоп-сигнала 19, задний фонарь 20, штепсельная розетка 23, реле 25 указателей поворота, переключатель 26 указателей поворота, контрольные лампы 30 и 34, кнопка 31 сигнала.

Группа пусковых подогревателей состоит из контрольного элемента 13 факельного подогревателя, добавочного сопротивления 14, включателя 16 факельного подогревателя и стартера, факельного подогревателя 41, электродвигателя 43, электромагнитного клапана 44, свечей накаливания 45, включателя 46 пускового подогревателя, контрольной спирали 47 накаливания, переключателя 48.

Контрольно-измерительные приборы: тахоспидометр 12, амперметр 32, указатель 33 температуры воды, датчик 42 указателя температуры.

Вспомогательные приборы — это включатель 7 охлаждения воздуха, электродвигатель 8 и стеклоочиститель 11.

Рассмотрите токовые цепи приборов электрооборудования. Проследите пути тока от источников к приборам.

От аккумуляторной батареи к факельному подогревателю 41 и стартеру 38 при первом положении включателя 16 факельного подогревателя и стартера (включена спираль накаливания факельного подогревателя) ток течет через спираль накаливания факельного подогревателя 41 по цепи: «+» аккумуляторной батареи 29 — клемма тягового реле стартера 38 — клемма Б реле 39 стартера — клеммы «17» штепсельного разъема 3 щитка приборов — «—» амперметра 32 — включатель 16 факельного подогревателя и стартера — контрольный элемент 13 факельного подогревателя — добавочное сопротивление 14 — клеммы «7» штепсельного разъема 3 щитка приборов — факельный подогреватель 41 — «масса» — включатель 27 «массы»—«—» аккумуляторной батареи 29.

Через 15...30 с, когда контрольный элемент 13 накалится до ярко-красного цвета, поворачивают включатель 16 во второе положение (включены факельный подогреватель и стартер), при котором соединяются все его клеммы и ток течет по следующим цепям:

Страница 2