Процесс установки зажигания на примере двигателя автомобиля ЗИЛ-130 и двигателе ЗМЗ-53

Зажигание установите в такой последовательности:

— с помощью гаек октан-корректора расположите стрелку верхней пластины на нулевом делении шкалы нижней пластины и в этом положении зафиксируйте гайками;

— ослабьте затяжку болта крепления корпуса распределителя к верхней пластине октан-корректора так, чтобы корпус поворачивался относительно пластины с некоторым усилием, а болт находился посредине овальной прорези;

— снимите крышку распределителя и, поворачивая приводной валик распределителя, установите разносную пластину ротора против бокового электрода на крышке, соединяемого проводом со свечой первого цилиндра (на крышке он отмечен цифрой «1»), и над зажимом на корпусе распределителя, к которому присоединяется провод низкого напряжения. В таком положении распределитель установите в гнездо привода так, чтобы штуцер вакуумного регулятора был против трубки, идущей к карбюратору. Присоедините к зажиму прерывателя провод низкого напряжения от клеммы «Р» коммутатора;

— установите контакты прерывателя на начало размыкания. Для этого включите зажигание. Если контакты не замкнуты, медленно поворачивайте корпус по ходу часовой стрелки до их замыкания. Конец провода высокого напряжения от катушки зажигания держите на расстоянии 3...4 мм от «массы» и медленно поворачивайте корпус распределителя против хода часовой стрелки до проскакивания искры между проводом и «массой». Начало размыкания контактов прерывателя можно определить и с помощью контрольной лампы напряжением 12 В (силой света не более 1,5 кд). Один провод ее присоедините к зажиму низкого напряжения прерывателя, а второй — к его корпусу. Также при включенном зажигании медленно поворачивайте корпус распределителя против хода часовой стрелки до начала загорания лампы. При этом для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя ротор следует отжимать пальцем в том же направлении. В момент проскакивания искры или загорания контрольной лампы прекратите поворачивать корпус. Контакты прерывателя будут установлены на начало размыкания. Мелом отметьте взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора;

— осторожно, чтобы не нарушить взаимного расположения меловых отметок, выньте распределитель из гнезда привода, затяните болт (на распределителе Р4-Д) или гайку (на Р13-Д) крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу распределителя. Вновь вставьте распределитель в гнездо привода и закрепите его. Поставьте крышку распределителя с проводами на место.

3. Проверьте правильность установки момента зажигания на двигателе. Провод первого цилиндра держите на расстоянии 3...4 мм от блока цилиндров и медленно проворачивайте коленчатый вал. В момент проскакивания искры между проводом и блоком цилиндров прекратите проворачивание коленчатого вала. Проверьте совмещение метки на шкиве коленчатого вала в 3M3-53 с делением «4», а в ЗИЛ-130 с делением «9» указателя. При совмещении меток зажигание установлено правильно, а в случае несовпадения — внесите поправку в установку зажигания, поворачивая корпус распределителя вращением гаек октан-корректора. Перемещение стрелки на одно деление шкалы октак-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2° (по углу поворота коленчатого вала). При позднем зажигании корпус распределителя поворачивайте против направления вращения ротора, а при раннем — по направлению. После этого снова проверьте правильность установки момента зажигания.

После установки зажигания закрепите распределитель на приводе и затяните гайки октан-корректора. Выключите зажигание.

Если привод распределителя не снимали с двигателя, а снимали только распределитель, то при установке зажигания все пункты по установке привода на

двигатель не выполняйте.

4. Заверните искровую свечу зажигания первого цилиндра. Установите на распределитель его крышку с проводами и присоедините их к свечам в соответствии с порядком работы двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130.
Провод с отметкой «1» на крышке распределителя соедините со свечой первого цилиндра. При распределении остальных проводов следует учитывать, что ротор распределителя вращается по ходу часовой стрелки, как это и указано на его крышке. Поэтому провод, находящийся справа от первого провода, соедините со свечой пятого цилиндра, следующий — четвертого цилиндра и т. д.

При проверке правильности установки момента зажигания во время движения автомобиля поступают так. Прогревают двигатель до температуры в системе охлаждения 80...90 °С. Двигаются по ровному участку дороги на прямой (высшей) передаче со скоростью 25...30 км/ч. Затем резко нажимают педаль управления дросселем и разгоняют автомобиль до скорости 60 км/ч. При правильной установке зажигания во время разгона автомобиля слышны кратковременные незначительные детонационные стуки, исчезающие при установившемся движении. Отсутствие стуков свидетельствует о позднем зажигании, сильные и не-прекращающиеся детонационные стуки свидетельствуют о раннем зажигании. Поправку в установку зажигания вносят, поворачивая корпус распределителя с помощью октан-корректора, как это было указано ранее.