Подготовка к установке зажигания на примере двигателя автомобиля ЗИЛ-130 и двигателе ЗМЗ-53

Оснащение рабочего места: рабочий двигатель ЗИЛ-130, установленные на автомобилях или фундаментах; гаечные ключи 9X10, 10X11 и 12X14мм; набор щупов М 5; свечной ключ; отвертка 150X0,5 мм; мел; обтирочный материал.

Последовательность выполнения задания следующая.

1. Ознакомьтесь с общими положениями, которые нужно иметь в виду при установке и проверке зажигания на двигателе.

Устанавливать зажигание приходится после снятия с двигателя распределителя и привода его, только одного распределителя, распределительного вала, а также если оно нарушено в процессе эксплуатации двигателя.

Правильно установить зажигание на автомобиле — это значит согласовать момент воспламенения рабочей смеси в цилиндрах с нужным положением поршней и работой механизма газораспределения. Зажигание следует устанавливать с большой точностью, так как даже из-за небольших ошибок при установке резко повышается расход топлива, понижается мощность двигателя, а еще могут происходить пробои прокладок головки цилиндров, прогорание поршней и клапанов и другие явления, вызываемые детонацией.

Перед установкой зажигания проверьте состояние контактов прерывателя и зазор между ними, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор (см. задание № 9, п. 6).

Метки для установки зажигания

Рис. 54. Метки для установки зажигания:
а—на двигателе 3M3-53; б — на приводе распределителя 3M3-53; в — на двигателе ЗИЛ-130; г — на приводе распределителя ЗИЛ-130: 1 — метки на указателе; 2—метка на шкиве коленчатого вала; 3 — паз на валу привода распределителя; 4— нижний фланец корпуса; 5—риска на верхнем фланце корпуса; 6— верхний фланец корпуса.

Установка зажигания состоит из следующих операций: подготовки двигателя и распределителя, установки на двигатель привода распределителя и распределителя на привод, проверки правильности установки момента зажигания и распределения проводов по искровым свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя.

2. Установите зажигание на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130. Если с двигателя снимали распределитель и его привод, то порядок их установки следующий:

— выверните искровую свечу зажигания первого цилиндра. Свечное отверстие закройте пальцем или пробкой из ветоши или смятой бумаги;
— медленно проверните коленчатый вал до начала выхода воздуха из-под пальца или выталкивания пробки. Это будет свидетельствовать о начале такта сжатия;
— прекратите проворачивание коленчатого вала, когда совместится метка на его шкиве с меткой в. м. т. на указателе (рис. 54, а ив);
— на двигателе 3M3-53 установите привод в гнездо блока цилиндров так, чтобы паз 3 на торце валика привода был направлен вдоль оси двигателя и повернут влево, считая по ходу автомобиля. При этом кронштейн с резьбовым отверстием на корпусе привода был направлен назад и повернут на 23° влево относительно продольной оси двигателя (рис. 54,6);
— закрепите корпус привода держателем и гайкой;
— на двигателе ЗИЛ-130, поворачивая вал собранного привода, добейтесь, чтобы паз 3 был параллелен риске 5 на верхнем фланце 6 корпуса привода и смещен в сторону передней части двигателя (рис. 54,г);
— вставьте привод в гнездо блока цилиндров. Причем в начале указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце 4 корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями в блоке цилиндров под болты крепления корпуса привода. Угол между осью, проходящей через паз 3 на торце вала привода, и осью, соединяющей центры отверстий на верхнем фланце 6 корпуса привода, должен быть ±15°, а паз 3 на торце вала привода должен быть смещен в сторону передней части двигателя. При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя значение угла в заданных пределах. Если корпус привода неплотно садится в блок цилиндров (что может быть при несовпадении шипа на торце вала привода с пазом на торце вала масляного насоса), то нужно провернуть коленчатый вал на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода;

— закрепите привод на блоке цилиндров.

После установки привода распределителя поршень первого цилиндра вновь установите на такт сжатия, а метку на шкиве коленчатого вала совместите в 3M3-53 с делением «4», а ЗИЛ-130 с делением «9» указателя (см. рис. 54, а и в).