Устройство стартера и принцип его действия

Устройство стартера. С внутренней поверхности корпуса 9, закрытого крышками 13 и 30, закреплены четыре полюса с катушками обмотки 10 возбуждения. Катушки соединены парами в две параллельные ветви.

На вал якоря 8, вращающегося в трех бронзографитовых втулках, напрессован сердечник, в пазы которого уложена обмотка. Концы ее витков припаяны к пластинам коллектора, изолированным одна от другой и от вала. К коллектору с помощью пружин прижаты четыре меднографитовые щетки. Они установлены в щеткодержателях, закрепленных на крышке 13. Две щетки (отрицательные) соединены с «массой», а две другие (положительные) изолированы от нее. К щеткам «+» присоединен один конец параллельной ветви обмотки возбуждения, а другой выведен к изолированной клемме на корпусе стартера.

Принцип действия стартера основан на взаимодействии магнитных полей. Когда ток проходит по обмоткам возбуждения и якоря, образуются магнитные поля. Магнитное поле полюсных башмаков взаимодействует с магнитным полем якоря, и он, начиная вращаться, будет проворачивать коленчатый вал двигателя.
Устройство стартера

Привод стартера размещен на валу якоря (перед рассмотрением его надо разобрать). Он состоит (см. рис. 33, а) из муфты 4 свободного хода с шестерней 3, пружин 5 и 7 и рычага 26 включения привода. Муфта свободного хода состоит из шлицевой втулки 4 (рис. 34), выполненной совместно с ведущей обоймой 1, и наружной ведомой обоймы 6, изготовленной заодно с шестерней. Внутренняя поверхность ведомой обоймы цилиндрическая. В ведущей обойме снаружи проделаны четыре клиновидных паза, в которые установлены ролики 2, поджимаемые толкателями 3 с помощью пружин в узкую часть пазов.
Муфта свободного хода

Рис. 34. Муфта свободного хода:
1 — ведущая обойма; 2— ролик; 3 — толкатель; 4 — шлицевая втулка; 5 — пружина толкателя; 6 —• ведомая обойма.

При пуске двигателя с помощью тягового реле рычагом включения перемещают по шлицам вала якоря муфту свободного хода и соединяют приводную шестерню стартера с венцом маховика. Ролики заклинивают ведущую и ведомую обоймы, и вращение передается от приводной шестерни стартера на венец маховика. Когда двигатель пущен, венец маховика вращает приводную шестерню стартера с частотой, во много раз превышающей частоту вращения якоря. При этом ролики в ведущей обойме сдвигаются по наклонной поверхности в более широкую часть пазов, расклинивая ведомую с шестерней и ведущую обоймы. Момент на вал якоря не передается, чем и предохраняется якорь стартера от «разноса».